Буровой шлам предложено использовать в асфальтобетоне

 23.01.2023 09:49:44

Каждый год на территории ХМАО-Югры, на которой находятся 70 % всех нефтяных скважин России, образуется около 5 миллионов кубических метров техногенного отхода - бурового шлама, который, имея в своем составе загрязняющие вещества, оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета разработали и запатентовали новый дорожно-строительный материал - асфальтобетон, в состав которого входит буровой шлам, который полностью замещает традиционно используемый минеральный порошок. Технология понизит стоимость производства асфальтобетона, а значит и дорожного строительства в целом.

Для проведения экспериментальных лабораторных исследований были отобраны четыре образца буровых шламов с месторождений Западной и Восточной Сибири.
Согласно изобретению, для производства дорожно-строительного материала не требуется изменять технологию его приготовления на асфальтобетонном предприятии. Смесь готовят следующим образом: предварительно высушенный буровой шлам для распределения в составе асфальтобетонной смеси тщательно перемешивают с минеральными материалами - природным песком, щебнем, после чего смесь нагревают до температуры 165-175 градусов. После чего в смесь вводят битум и перемешивают в течение 3 минут в мешалке принудительного типа при температуре 150°С.

- Отличительным признаком изготовленного нами асфальта является повышенный коэффициент трещиностойкости и водостойкости. Технический результат подтвержден испытаниями на соответствие требованиям ГОСТ9128-2013, - рассказала заведующая кафедрой охраны окружающей среды ПНИПУ Лариса Рудакова.

По словам специалистов, созданная горячая мелкозернистая асфальтобетонная смесь с добавлением недефицитного техногенного отхода - бурового шлама, используемого в качестве минерального порошка, понизит стоимость асфальтобетона, а также снизит негативное воздействие на окружающую среду от размещения отхода нефтедобывающей промышленности - бурового шлама.

Ранее сообщалось, что в Пермском Политехническом университете разработали асфальтобетон, минеральный порошок которого состоит из отходов нефтедобычи. Он может заменить импортные модификаторы.
Кроме того, из бурового шлама, извлеченного из нефтескважин, можно получить тротуарную плитку, бордюры, бетонные смеси, компоненты для дорожного покрытия, шлакоблоки.

Буровые шламы в своем составе имеют углеводороды, сырую нефть и химические добавки, регулирующие физические и химические свойства первичного бурового раствора. При их оптимальном соотношении можно получить дополнительный синергетический эффект в виде направленного изменения свойств битума, используемого для производства асфальтобетона.


Источник: https://iadevon.ru/

При поддержке